Журнал Сретение

Вера - существенная часть науки

Печать

Прежде чем начать разговор о вере и разуме, посмотрим, как определяет русский язык эти понятия. «Вера – убеждение, уверенность в чём-нибудь». В частности, к области веры относится представление о существовании Бога. Согласно апостолу Павлу, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). «Разум – высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, в противоположность чувству»

Так определяет эти понятия словарь С. Ожегова. Аналогичные определения даёт Академический словарь русского языка и Толковый словарь Ушакова. В русском языке приставка раз-, (рас-) во многих словах показывает на сильную степень свойства и качества, выраженного в корне. Развесистая крона – сильная степень развития кроны. Рассыпанные семена. Не просто высыпанные в виде кучки, а рассыпанные по какой-то площади. Разлив реки – огромный поток, во много раз превышающий её обычное течение. И т. п. Наличие приставки раз-, рас- усиливает или расширяет основное качество, свойство, обозначенное значением (семантикой) корня. Отсюда понятно, что семантически разум шире ума.

Разум включает в себя и мудрость, которая сама по себе есть способность человека жить с предвидением, которое опирается на знание, веру и совесть. Предвидение помогает человеку избежать причинения окружающим людям зла, неприятностей и защищает его самого от них. Мудрости же без развитой совести не бывает. Не случайно библейская книга Притчей утверждает, что начало премудрости – страх Господень (Притч. 1.7). Обретение веры – есть великая тайна встречи человеческой души с Богом, но раскрытие творческого потенциала личности, накопление мудрости в свете обостренного внимания к голосу совести создает благоприятные условия для того, чтобы эта встреча произошла.
Яркой иллюстрацией этой мысли могут служить результаты проведенного во второй половине ХХ века в США и Западной Европе социологического исследования среди представителей научного сообщества. В Европе верующих учёных оказалось 85 %, в США – 76 %. Остальные были либо не определившиеся, либо атеисты.


Нобелевские лауреаты Планк, Шрёдингер, Лавье, Эйнштейн, сотни и тысячи других учёных по мере проникновения в глубины знания приходили к твёрдой вере в Бога. У них вера и разум сочетались и способствовали их взаимодействию, развитию, взаимообогащению, укреплению. Многие работы великих учёных посвящены теме веры и разума. Назовём некоторые из них. Э. Шрёдингер, великий австрийский физик, изложил свои религиозные взгляды в работах «Дух и материя», «Что есть жизнь». М. Планк, немецкий физик-теоретик, в работах «Наука и вера», «Религия и естество-знание» и многих других показал себя учёным христианского духа. Даже в условиях советской богоборческой системы, когда все учёные, по определению, должны были быть атеистами, среди них было немало людей, искренне верующих, многие из которых не скрывали своих убеждений. Среди них мы вспоминаем академика И. Павлова (физиолог), проф. В. Филатов (офтальмолог), проф. Войно-Ясенецкий (хирург) – православный епископ, ныне причисленный к лику святых, и многие другие.
Такое единство веры и науки связано с тем, что вера является не только основой всякой религии, но и существенной частью самой науки. Вера и знание в науке находятся в постоянном взаимодействии и взаимном дополнении. Любое научное исследование и сама возможность познания законов природы опирается на веру в то, что окружающий нас мир устроен разумно и, значит, закономерно, а также на вере в то, что наши органы чувств адекватно передают нам окружающую нас реальность. Любая научная гипотеза, основанная на выше приведенных постулатах веры, со временем может быть подтверждена опытом, и тогда вера становится знанием. И потому многие научные гипотезы рождались и продолжают рождаться как симбиоз знания и веры. И чем глубже наука постигает законы мироздания, тем более гармоничным, «продуманным», открывается мир, в каждой частичке которого присутствует многогранный замысел его Творца.

Евгений Ткач

 

Избранное

«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Секрет твёрдого воспитания
– КТО ТАКОЙ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ? – ЭТО ВОЕННАЯ ТАЙНА.  Для того, чтобы сформировать... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК