Журнал Сретение

Номер за июль-август 2011

obloghka

Всякий нормальный родитель стремится уберечь своих детей от дурного влияния, которое нередко несет современное общество. Мы, стремясь воспитать в наших детях святость, почему-то часто терпим поражение. И причина этого не только в «особом» времени, тотальном информационном насилии, повальной  компьютеризации и доступности интернета. Все это, конечно, имеет место. Но есть и другое, о чем задумываемся мы почему-то реже всего.
Кто из современных православных родителей имеет опыт церковного детства? Даже те молодые люди, которым сейчас 20-21, взрослевшие и формировавшиеся как личности в постсоветский период, в своем подавляющем большинстве едва ли смогли воспринять опыт традиционного семейного уклада православной семьи. Почему? Да потому, что  этого опыта просто не было. Советская идеологическая система воспитывала будущую смену строителей коммунизма, и  ни о каком религиозном воспитании не могло быть и речи.
Отдаем ли мы себе отчет в том, что по большей части  все мы являемся потомками – увы – не лучшей части предреволюционного общества? Духовная элита, несшая в себе и высокую  культуру, и  традиции православного воспитания, либо была уничтожена «как класс», либо была вынуждена покинуть Россию. А оставшиеся здесь наши прадеды и прабабки, если и не участвовали в сжигании икон, плясках в алтарях, разрушении храмов и убийстве духовенства, то, по крайней мере, были в своем большинстве среди тех, кто на это смотрел достаточно безразлично. Мы – их потомки и наследники. Печать этих грехов, так или иначе, мы несем на себе. Потому так непросто нам оторваться от своего исторического прошлого, найти правильную точку опоры в труднейшем деле духовного воспитания.

Как же быть? Всецело опираться на дореволюционный опыт сейчас нельзя, слишком сильно поменялась жизнь. Системного опыта православного воспитания в современных условиях нет практически ни у кого. Потому и в современных церковных семьях не редкостью стали дети, слышать не желающие о Церкви, часто циничные и жестокие, попирающие все мыслимые законы морали. Родители, сами едва ли воцерковившись, начинают воцерковлять своих детей, и делают это порой и грубо, и неумело. Сами, едва-едва отвернувшись от греховной жизни, требуют от детей такой святости, что могла встречаться лишь порой у пустынников времен преподобной Марии Египетской. И в желании немедленно видеть плоды своей церковности нередко доходят до сущего маразма.
Есть родители, которые твердо убеждены, что чтение детям сказок есть пропаганда оккультизма. Тут и домовые-лешие, и палочки волшебные, и колдуньи на каждом шагу – ладно бы еще злые, а то ведь и добрые!!!  Посещение детьми цирка и зоопарка вообще греховное зрелище, не говоря уже о катании на аттракционах! А уж играть в песочнице с детьми «неверующих и язычников» дело совсем недопустимое.
Конечно же – это крайность, но ведь и быть совершенно либеральным в современных условиях воспитания небезопасно. Вот и возникает вопрос: как же быть, где находится золотая середина? Каждый родитель решает это для себя сам. Мы же предлагаем сегодня тебе, дорогой читатель, на страницах этого номера журнала попытаться вместе с авторами статей и наших респондентов поразмышлять о принципах православного воспитания детей и возможных путях их воцерковления.



Бремя воспитания

Печать

Deti-o.-Vladimira-Drobishevskogo…Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин.

Воспитание – всегда насилие. По-другому быть не может, и это нормально. Пока я маленький и являюсь объектом воспитания, я подвергаюсь насилию со стороны родителей и учителей (раньше и просто мимоидущие дяденьки и тетеньки могли «повоспитывать» слишком расшалившихся отроков, сейчас это весьма редкое явление и громко матерящиеся подростки в общественном транспорте стали вполне обыденным штрихом городского пейзажа). А вот когда я уже вырасту до субъекта, я буду сам свободно насиловать себя так или иначе в той или иной ситуации... И вот если я, в процессе воспитания, дорасту до такой жизненной установки – честь и хвала моим родителям и учителям-воспитателям. И достойны они венчания лаврами, если я, их воспитанник, успешно смогу сражаться с самим собой и побеждать!

Подробнее...
 

Бремя воспитания

Печать

Deti-o.-Vladimira-Drobishevskogo…Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел.
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин.

Воспитание – всегда насилие. По-другому быть не может, и это нормально. Пока я маленький и являюсь объектом воспитания, я подвергаюсь насилию со стороны родителей и учителей (раньше и просто мимоидущие дяденьки и тетеньки могли «повоспитывать» слишком расшалившихся отроков, сейчас это весьма редкое явление и громко матерящиеся подростки в общественном транспорте стали вполне обыденным штрихом городского пейзажа). А вот когда я уже вырасту до субъекта, я буду сам свободно насиловать себя так или иначе в той или иной ситуации... И вот если я, в процессе воспитания, дорасту до такой жизненной установки – честь и хвала моим родителям и учителям-воспитателям. И достойны они венчания лаврами, если я, их воспитанник, успешно смогу сражаться с самим собой и побеждать!

Подробнее...
 

Воцерковление детей

Печать

Ignatovich-Irina-Valentinovna«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»

Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.

Подробнее...
 

Воцерковление детей

Печать

Ignatovich-Irina-Valentinovna«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»

Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.

Подробнее...
 


Избранное

«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
Осень жизни
Каждый нормальный человек мечтает прожить максимально долго. Стремиться к этому... Read more...
Актуальное интервью
Владыка Стефан: каждому из нас необходимо изо дня в день непрестанно... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК