Журнал Сретение

История Ченско-Макарьевского Монастыря: Год 1897

Печать

ChenkiТам, где сегодня находится одно из красивейших мест Гомельского района – деревня Ченки, на высоком левом берегу реки Сож в XVIII веке был основан  монастырь. С того времени много воды утекло в реке: не разносится, к сожалению, добрая слава о нем вот уже почти столетие, ничего не осталось от монастырского хозяйства, которое здесь когда-то имелось, не льется по округе песнь его звонких колоколов.  Да, старые люди еще помнят развалины и фундаменты некоторых строений, рассказы своих родителей о его насельниках, богатой библиотеке…  Но… Все это уже в прошлом, ничего не осталось, да и сами сведения о манастыре и его насельниках отрывочны. В современных энциклопедических изданиях можно лишь найти время основания монастыря и дату постройки церквей, отдельно и оснавательно изучением православной обители на юго-востоке Беларуси никто не занимался.  Только лишь в материале «Путевые заметки при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским, в текущем 1897 году», который был опубликован в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1897, 1898 годы, находим единственные полные сведения о монастыре. Сегодня мы продолжаем публикацию «Путевых заметок» и предлогаем нашим читателям ознакомиться с описанием древней обители, дабы память о ней не изгладилась в сердцах будущих поколений.

Чёнско-Макарьевский единоверческий 3-го класса монастырь, Гомельского уезда, расположен на возвышенном месте близ реки Сож и со всех сторон окружен лесом, местоположение красивое и здоровое; возобновлен монастырь, с Высочайшего соизволения Государя Императора Александра Николаевича, в 1876 году, на свои местные средства. Устроен монастырь с миссионерской целью, привлекать к единоверью раскольников, живущих в означенном уезде до 15000 чел. обоего пола. Но эта высокая и весьма важная цель, к сожалению, прежде не достигалась и теперь тоже остается невыполнимой по причине малочисленности и неспособности братии этого монастыря.
В монастыре две церкви: холодная и теплая, обе деревянные на каменном фундаменте, содержатся в исправном виде; колокольня высокая (в 51 арш.) и благовидная, низ ее каменный, а верх деревянный.
Холодная церковь, устроенная в 1889 году старанием настоятеля обители о. архимандрита Палладия на монастырские средства, с помощью от казны в 2000 р., и частных благотворителей, внутри просторная, благообразная, украшена многими св. иконами древнего письма; особенно ценна местная икона во имя Тихвинской Божьей Матери; паникадило большое металлическое, – посеребренное; в алтаре очень прилично. Теплая церковь однопрестольная, по объему меньше и ниже холодной. Утварь и ризница церковные, довольно ценные, в достаточном количестве. Божественная литургия не совершается каждодневно по причине старости и слабости сил старшей братии; пение церковное слабое. Зато сторонних богомольцев там не бывает не только в будние, но и в праздничные дни. Богомольцы, следуя по р. Сож, по преимуществу весной, в огромном количестве в г. Киев, минуют Чёнский монастырь, называя его старообрядческим. Кроме церквей, внутри монастыря имеются следующие постройки:
а) настоятельский корпус с мезонином, б) шесть братских корпусов, в) конюшенный двор с кладовыми – все эти строения деревянные на каменных столбах, г) каменный подвал с деревянным верхом. Еще есть постройки мелкие, как то: дровяной сарай, кузница и сарай для склада лесного материала.
Монастырь окружен деревянной оградой на каменном фундаменте с каменными столбами; за оградой построены 4 деревянных дома, пока никем и ничем не заняты. Еще близ монастыря, на Добрушской трактовой дороге, построен деревянный дом длиной 18 арш. с 2 сараями и навесами для отдачи в наем дачникам.
Вне монастыря еще построены: братская баня, скотный двор с сараями и навесами, 3 избы для служителей, гумно с овином, караульные 2 избы – все строения деревянные.

При посещении Его Преосвященством монастыря налицо оказалось штатной братии только 4 человека, именно: 1) настоятель монастыря архимандрит Палладий 77 л. от роду, не раз уже отказывавшийся от управления монастырем за старостью, дряхлостью и слабостью сил; 2) иеромонах Николай 66 лет от роду, поучившийся в Гомельском духовном училище, больной ногами и немощный, едва движущийся; 3) монах Филарет, 32 года, не получивший образования и 4) послушник Макарий Чувинов из крестьян; между ними нет ни одного истинного единоверца, все они православного исповедания по происхождению. Устав и напев единоверческих монастырей, как чуждый для них, не выполняется должным порядком. Прочие насельники монастыря, числом 12, вольнонаемные от обители.
Со стороны Епархиального начальства, в разные времена в течение многих лет, были употребляемы заботы и труды о приискании по разным местам способных и благонадежных лиц из единоверцев для улучшения ненормального положения сего монастыря, но все они оказались безуспешными и нет никакой надежды на будущее лучшее. Остается ходатайствовать пред Св. Синодом о преобразовании монастыря, каковое уже и начато.
Угодья монастырские. При Чёнском монастыре земли удобной усадебной, сенокосной, пахотной и под лесом 319 десятин 1000 кв. сажень. Сверх того в приписном к Чонскому упраздненном Макарьеве монастыре земли усадебной, огородной, пахотной и сенокосной 40 десятин 527 кв. саж. Участок этот сдается в аренду и приносит дохода в год 275 руб. При монастыре имеется прекрасный строевой лес, хорошие заливные луга, озеро и река Сож, пригодные для рыбной ловли, кирпичный завод. Там ведется хорошее хозяйство: огородничество, садоводство, скотоводство, полеводство и пчеловодство.
Денежные средства монастыря. 1) Штатной суммы, получаемой ежегодно из Государственного казначейства на содержание братии и др. потребности монастырские, 2011 р. 42 к. 2) Два Государственных непрерывно-доходных 4% билета на сумму 7992 р., пожертвованные графиней Орловой, приносящее ежегодного дохода 319 р., 68 к. 3) Один 6% билет Государственной Комиссии погашения долгов, пожертвованный крестьянином Григорием Ермолиным, на сумму 500 р., приносящий доходу в год 30 р. 4) Два 5% билета той же Комиссии, один из них на сумму 1000 р. пожертвован тем же крестьянином Ермолиным, другой на 1000 р. поступил в пользу монастыря за отчуждение монастырской земли под Полесскую железную дорогу. Оба билета приносит годового дохода 100 р. 5) Одна 4% Государственная рента на сумму 100 р., приносящая доходу в год 4 р. 6) В этом году должно поступить за 500 сосновых деревьев, проданных с разрешения Св. Синода, 4552 рубля. Все суммы проверены и оказались в наличности, хранятся в удобном месте.
Библиотека монастырская, находящаяся в каменном здании под колокольней, довольно содержательная. В ней заключаются книги разного содержания, как то: исторические, святоотеческие творения, по Свящ. Писанию истолковательные, религиозно-нравственного содержания, духовно назидательные для чтения. В особенности замечательны ценные старопечатные книги, которыми ежегодно пользуется епархиальный миссионер священник о. Е. при ведении бесед с мнимыми старообрядцами. Всех книг новых и старопечатных больше 1000 экз. Все они значатся в описи монастырского имущества и хранятся тщательно. Есть в библиотеке рукописи и нотные книги крюковые, синодики давние. Некоторые книги древние и церк. вещи, негодные к употреблению, переданы в Могилевское церковное древлехранилище при духовной семинарии. Как опись церковного имущества, так и другие документы – приходо-расходные книги и метрическая книга для записи умершей братии монастырской содержатся в порядке. Звон в монастыре хороший (1 колокол весу 165 пуд., а другой в 120 пудов)».

Вадим ЛОСЬ,
историк, член президиума
Гомельского областного совета
общества охраны памятников истории и культуры

 

Избранное

Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Почему дети не уважают своих родителей?
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как... Read more...
О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК