Журнал Сретение

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Печать

2012_5_oStefan1
Жизнь, как один день

Сегодня гость нашей традиционной рубрики – благочинный храмов города Гомеля, духовник Гомельской епархии, протоиерей Стефан Гладыщук, человек удивительной судьбы, заслуженный юбиляр, отметивший совсем недавно 80-летие со дня рождения.

– Батюшка Стефан, у Вас за плечами насыщенная событиями жизнь. Оглядываясь на прошедшие годы, что Вы вспоминаете как самое радостное событие?

– День, когда меня посвятили в сан священника. Это произошло в 1953 году по окончании Жировицкой семинарии.

– Выбор жизненного пути был достаточно необычным для молодого человека того времени. Как случилось, что Вы решили посвятить себя служению Богу?

– Думаю, произошло это чудесным образом. Моя семья жила в Западной Беларуси. Детство было тяжелым. Мама моя сгорела от воспаления легких в 1940 году, когда мне было 8 лет. Нас трое деток осталось, еще младшие сестренка с братиком были. Отец вынужден был жениться вторично. Потом война, оккупация, родились еще дети. А когда в 1944 году Брестскую область освободили от немцев, отца призвали в армию. До сих пор помню, как он уходил на фронт. Обнял меня, целует в голову и говорит: «Гаспадарык ты мой!». Мне 12 лет было, но я уже все мог делать похозяйству – и пахать, и бороновать, и косить. За старшего в семье остался. Слава Богу, после Победы отец вернулся.

В 1948 году я окончил семилетку и поступил в Пружанское педучилище, рад был очень. Неделю там отучился и приехал домой на побывку. И вот назад нужно ехать, а я не могу. Отец меня просил: «Иди, сынок, учиться надо! Я похлебку есть буду, но тебе хлеб дам!». Мне и тяжело это слышать, и томлюсь, а не могу заставить себя уехать.

2012_5_oStefan2В воскресенье отец пришел из церкви и говорит: «Батюшка сказал, что открылась в Жировицах Минская духовная семинария». Мне так это стало интересно, что тут же сел на велосипед и поехал к священнику. Он мне рассказал все подробно, и я стал постоянно ходить в церковь, изучил церковно-славянский язык, много читал, пел в хоре. И такое воодушевление испытывал, как заново на свет народился! А весной вместе со священником и еще тремя женщинами-паломницами пошли в Жировицы за 100 километров. Монастырь произвел на меня очень сильное впечатление. Но оказалось, что поступить я могу только после того, как исполнится 18 лет, а мне было 16.

Два года я готовился к поступлению. И вот на следующий день после совершеннолетия я уже был в Жировицах (приехал на велосипеде). Это было 19 сентября 1950 года. Учебный год уже начался, но я успешно сдал экзамены, и меня приняли! Домой на велосипеде летел как на крыльях. За шесть часов добрался. Учился легко, мне все было интересно. Кроме богословских предметов, изучали мы русский и славянский языки, Конституцию СССР. Господь одарил меня способностями, и все экзамены я сдавал на «отлично». Вот так. Мог бы учиться в Пружанском педучилище, но Господь указал мне другой путь. В следующем году, в марте, будет 60 лет, как я в священном сане.

– Как известно, служение священника не бывает без скорбей и испытаний. Что для Вас в жизни было самым трудным?

–Вспоминаю о великой скорби, которая была, когда закрывали Петро-Павловский собор. Было это 30 октября 1960 года. В облисполком тогда вызвали настоятеля собора, отца Василия Копычко и сказали, что собор закрывается. Показали документ, где значилось, что во время войны при немцах здание было изъято под культовое учреждение, а теперь оно вновь возвращается отделу культуры.

В этот день была отслужена последняя Божественная Литургия, а затем настоятель со слезами на глазах объявил, что сегодня в нашем соборе была последняя служба, и что сегодня заберут у нас ключи, собор закрывается. Что тут началось! Вся церковь плакала. Этого нельзя забыть. Я сам снимал иконы со стен. Вместе с настоятелем, протоиереем Василием Копычко, протоиереем Владимиром Котаром и диаконом Феодором Хариком мы вывозили церковную утварь в другие храмы.

А потом и их стали закрывать. Страшное было время! Мы, священники, старались, конечно, утешить прихожан. Говорили: «Все равно молитесь! Не будет храма, молитесь дома. Только веру не теряйте, Бога не теряйте!». Говорю людям: «Это явление временное. Настанет время и будет церковь. Может быть, я этого не дождусь, но не может быть такого, чтобы веру умертвили и церкви все разрушили». Людей утешаю, а сам думаю: что ж будет дальше?

Бог помиловал, и когда в 1990 году собор вернули, некоторые люди подходили ко мне и говорили: «Мы помним, батюшка, как Вы нас утешали, и мы выдержали…».

2012_5_oStefan3– Отец Стефан, перед Вашим пастырским взором прошли целые поколения прихожан. Как Вам видится, произошли ли за эти годы какие-то изменения в людях?

– Конечно же, произошли. В первую очередь это касается самого количества людей в храмах. Их стало неизмеримо больше. Качественно, наверное, нет. В то непростое время приход человека в храм был настоящим подвигом исповедничества. Прихожан было немного, но это были люди по-настоящему мужественные, не боявшиеся многих трудностей и препонов, которые тогда чинили верующим безбожные власти. У людей была крепкая вера, духовное горение, которого сейчас, быть может, встретишь нечасто. Многие теперь приходят в храм больше по традиции, по обычаю, иногда и из любопытства. Часто бывает так, что это бывает первый шаг, за которым следует что-то большее. Ведь Господь каждого человека ведет одному Ему ведомыми путями. И порой из человека, совершенно далекого от веры, делает Своим искренним служителем.

– Батюшка, а лично Вам известны примеры такого чудесного обращения?

– Таких примеров множество. Но сегодня почему-то особо вспоминается один. Его рассказал в мою бытность студентом Московской духовной академии заслуженный профессор Алексей Иванович Георгиевский.

Как-то на одной из лекций студент в священном сане задает вопрос: как поступать, если выясняется, что приглашенные к участию в Таинстве Крещения крестные родители – люди неверующие? Насущность вопроса можно почувствовать, если вспомнить, что на дворе середина 70-х. В ответ умудренный богатым жизненным опытом преподаватель привел пример из жизни…

В Москве, в обычной советской многоэтажке на одной лестничной площадке жили две семьи и крепко дружили между собой. Ходили друг другу в гости, вместе отмечали праздники, как могли, помогали друг другу. И вот однажды отца одного из семейств соседи приглашают стать крестным для их недавно родившегося ребенка. А тот и говорит: «Какой из меня крестный? Я ведь человек неверующий, в храм не хожу, далекий от всего этого человек». Но соседи продолжают упрашивать, убеждая, что другого человека в качестве крестного себе не желают.

Уступая просьбам друзей, он соглашается. И тут начинается самое удивительное. Участие в Таинстве Крещения так тронуло душу человека, что он совершенно изменился, стал приходить в храм. Далее профессор и говорит: «Я не могу назвать вам имени этого человека, скажу лишь, что теперь он настоятель одного из московских храмов». Вот так в жизни бывает. Хотя, конечно, это пример экстраординарный. Сейчас ведь все по-другому. Мы обязательно проводим перед крещением с крестными родителями специальные огласительные беседы. Долг всякого священника – сделать все возможное, чтобы к этому святому Таинству люди подходили максимально осознанно.

– Как Вы считаете, исходя их своего богатого жизненного опыта, какими еще качествами должен обладать священнослужитель, и что бы Вы могли пожелать молодому поколению священников?

– В первую очередь – укрепления в вере, жизни по вере, когда внутреннее содержание жизни не расходится с тем, что человек проповедует в храме.

Чтение Священного Писания, творений святых отцов должно быть неотъемлемой составляющей жизни священнослужителей.

Очень важно, чтобы священник тщательно готовил себя к служению Божественной Литургии и не приступал к этому величайшему Таинству без должной подготовки.

Отношения с окружающими людьми нужно выстраивать так, чтобы ни для кого и ни в чем не быть соблазном, не обидеть человека отказом. Даже если по какой-то извинительной причине ты не можешь уделить человеку внимания, постарайся перенести вашу встречу на другое время, но обязательно помоги человеку, чем можешь, в его духовной нужде. В своей священнической жизни я старался поступать именно так.

Но самое главное – это молитва, без которой ничего по-настоящему ценного не получается, священник – это, в первую очередь, молитвенник за свою паству.

– Говорят: чистая молитва требует чистой совести. В этом выпуске журнала мы пытаемся рассуждать о таких категориях, как стыд и совесть. Как Вы считаете, эти понятия не стали в сознании людей устаревшими и ненужными?

– Мы живем в такое время, что порой складывается впечатление: для какой-то части нашего общества это утверждение справедливо. Но жить без совести невозможно, жить без совести – это испытать ад на земле. Ведь совесть – это голос Божий в нас. Ее действие двояко. С одной стороны, она строгий судья и обличитель наших неблаговидных поступков, с другой – в ее тишине и умиротворении человек получает великую радость и награду, когда творит дела добра, любви и милосердия.

– Дорогой батюшка, Вы достаточно долго несете послушание духовника Гомельской епархии, исповедуете священнослужителей. Люди часто задают вопрос, а как найти себе духовника? Что бы Вы могли посоветовать?

– Там, где в приходе служит один священник, то так складывается, что, по сути, он и исполняет функцию духовника, ведь все прихожане исповедуются у него. В городе же, где много приходов, и все они многопричтовые, есть возможность выбора. Здесь каждый человек должен руководствоваться не столько расчетом и логикой, сколько голосом сердца, которое обычно как-то подсказывает. О даровании духовника нужно молиться, и понимать, что хорошим духовником может быть не только священник, убеленный сединами старости.

2012_5_oStefan4

– От людей нередко приходится слышать о том, что в какой-то момент своей церковной жизни они вдруг ощущают охлаждение в вере, внутреннее безразличие к храму, которое их самих нередко повергает в уныние. Почему это происходит, и что можно посоветовать людям в такой ситуации?

– Потеря человеком веры может происходить по нескольким причинам. Первая – это страсти человеческие. Когда человек предается страстям, он становится как бы их исполнителем и теряет веру.

Вторая – по слабоумию. Это когда человек не очень умный, но немножко гордый. Он хочет много знать, что есть на земле и что есть на небесах, а себя знать не хочет. Поэтому из-за гордости он теряет веру. Гордый человек не может быть крепко верующим.

И третья причина – это блага мирские. Человек смотрит на мир, и хочется ему всего. А не получается. Может быть, он даже у Бога просит помощи и все равно не получается. И тогда он тоже теряет веру.

Не стоит забывать, однако, что враг рода человеческого не дремлет. Он тоже старается работать среди верующих. Видимо, среди неверующих ему делать нечего. Вот и старается сбить человека с истинного пути, оторвать от Господа Бога. Так было всегда. Еще апостол Павел говорил христианам коринфской церкви: «Бодрствуйте и укрепляйтесь в вере». Значит, и в те далекие времена были люди, которые отказывались от Христа, теряли веру.

В такой ситуации нужно укреплять себя и посильным постом и молитвой. Молитва утешает человека, объединяет с Господом Богом, с Матерью Божией, как же нам без них! Надо молиться, надо просить помощи, потому что мы немощны. Другой человек телом и крепкий бывает, а душой совсем слабенький. Нужно в таких обстоятельствах обращаться за советом к духовнику, не стесняться открывать себя, не стесняться задавать вопросы, даже если они кажутся нам неудобными или стыдными. Искренность обращения человека к Богу, к духовнику никогда не останется без ответа.

– Отец Стефан, счетчик прожитого Вами на земле времени показывает девятый десяток лет. Мне, как человеку вдвое Вас моложе, искренне интересно: Вы ощущаете свой возраст?

– В это трудно поверить, но его совсем не ощущаю. Вся жизнь пролетела, как один день. Господь дал мне такую милость, что я до сего дня служу у престола Божия, как могу, стараюсь помогать людям и очень этому рад. Считаю справедливой мысль о том, что человек душой не стареет никогда.

– Дорогой батюшка, в завершение нашей небольшой беседы спрашиваю Вас о том: что бы Вы хотели пожелать людям, взявшим в руки наш журнал?

– В первую очередь, всегда оставаться с Богом, бережно хранить традиции Православия, переданные нам предыдущими поколениями. Не забывать дороги в храм, укреплять свое единство с Богом в Таинствах Исповеди и Святого Причастия. Стараться жить так, чтобы имя христианин проявлялось не в словах только, но и самим образом жизни. Тогда драгоценное сокровище нашей веры мы сможем передать и детям, и внукам нашим.

– От лица всех читателей журнала благодарю Вас за интересную беседу и доброе наставление, и еще раз поздравляю с прекрасным юбилеем! Пусть Господь крепит Вас и сохраняет на многая и благая лета!

Беседовал протоиерей Вадим КОЧАН

 

Избранное

О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Актуальное интервью
"Если можно спасти отдельного человека,   можно спасти и мир" Леонида Валентиновича... Read more...
«Разговор о красоте и старости»
С одной стороны, в гиперсексуализированном современном обществе многие «суперстарые» люди... Read more...
Слово со властью
автор:   Игумен Савва (Мажуко) Есть люди, которые не умеют слушать. Есть... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК