Говорить о переломности ХХ века можно только с оговоркой, поскольку каждая эпоха имела свои «вывихи», переломы, кризисы, но в то же время и свои достижения. ХХ век, вместивший в себя две мировые войны, ГУЛАГ и Освенцим, ядерную эру и информационный бум, передал нам в наследство в век XXI проблему сохранения личности человека. Эпохи – только декорации. Личность человека всегда в зародыше уникальна и неповторима. Человек всегда будет тяготеть к творчеству, которое без одухотворенной свободы немыслимо. Культура, в этом смысле, – ступени духовного восхождения человека. Искусство, наука, религия – три кита любой культуры. Многолетнее противопоставление друг другу этих составляющих приводило только к тяжким разрывам и потери целостности культуры. Искусство всегда привлекало близостью к миру нерациональному, нерассудочному, привлекало главной темой – красотой. Художники, поэты, композиторы обладают удивительной способностью передавать душевное состояние не только свое, часто по тенденциям в развитии искусства можно поставить диагноз целой эпохе. Грозные очертания ХХ века просматривались в утонченной эстетике русского серебряного века и в новой эстетике русского авангарда. Болезненность Европы проступала в поэзии Бодлера, Рембо, живописи Дега, Пикассо, Дали. Стоит ли удивляться вакханалии террора в годы большевистской диктатуры, если усердно буревестники от литературы зазывали «бурю», как «чуму на оба ваших дома», если лучший поэт России во главе революционеров поставил вдруг Иисуса Христа?


Церковь – нечто непостижимо великое, потому что это уже Царство Божие, пришедшее в силе, то есть оно как бы тут, но оно должно еще осуществиться в нас; оно тут в своей полноте, но каждый из нас его должен осуществить в себе или войти в его полноту. Именно это протоиерей Георгий Флоровский имел в виду, когда говорил, что Церковь и дома, и на пути одновременно. Она дома, потому что мы уже дети Божии, она на пути в каждом из нас, потому что мы все в становлении. И вот это мы должны помнить: меньше этого Церковь не может быть. Но, с другой стороны, как ясно из того, что я уже сказал, каждый из нас вносит в историческую, эмпирическую Церковь свое несовершенство, свою греховность, свою неполноту еще.
Человек, делающий только первые шаги в храме, не всегда чувствует себя вполне комфортно. Многое бывает непонятно, а порою и страшно бывает попасть в неловкое положение от того, что сделал или сказал что-то не так. Со временем многое становится на свои места. Ритм богослужения становится привычен, обычным становится и то, что происходит во время церковной службы и после нее. И нередко бывает так, что за этой привычностью мы упускаем из виду вещи принципиально важные. 

