Журнал Сретение

О дерзновении святых

Печать

Hoghdenie-po-vodamО чудесном хождении Спасителя по водам Галилейского моря сообщают три Евангелиста: Матфей, Марк и Иоанн. Господь – Всемогущий повелитель стихий – идёт ночью по бушующему морю к Своим ученикам. Картина величественная и пугающая. Святой Матфей пишет, что апостолы, увидев это чудо, от страха вскричали (Мф 14:26). Об испуге учеников говорят и Марк, и Иоанн, но только святой Матфей, изображая эту поистине эпическую картину, говорит и о другом хождении по водам – о водном шествии уже не Бога, но человека. Апостол Пётр, пламенный ученик Христов, дерзновенно просит своего Учителя: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Мф 14:28). И Пётр идёт, но, увидев сильный ветер, волнение морское, он испугался и начал тонуть. И Господь, поддержав Своего тонущего апостола, апостола Петра, камня веры, который камнем шёл на дно, сказал ему эту знаменитую фразу: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф 14:31).

Сколько раз мы читали эти строки, вспоминали этот текст, видели его изображение на стенах церковных и в книгах! И всякий раз вызывало удивление не то, что Бог ходит по воде «яко по суху». Он – Бог, и поэтому может ходить не только по воде, но и по воздуху, потому что Он – Автор этого мира, Творец его законов, и Он же «творяй чудеса», как поётся в церковных песнопениях, Он – Хозяин этих законов и всего мироздания. Удивительно то, что человек вознамерился идти по воде, – не Бог, а человек. И вот этот Евангельский отрывок, который мы сегодня с вами читали, вспоминали и над которым размышляли, – он поражает нас своим святым безрассудством, потому что вера апостола Петра – вера дерзновения и безрассудства.

Зачем, спрашивается, ему надо было идти по воде? Какая в этом нужда? Все мирно досидели своё в лодке, а ему – подавай хождение по воде! Но, если вдуматься, понимаешь, что хождение Петра по водам есть подлинно христианский символ. Лучше сказать: быть христианином – это как раз и значит ходить по воде вслед за Христом. Ведь все христианские добродетели – «невместимые», потому что «не все вмещают слово сие» (Мф 19:11). Хранить целомудрие, любить врагов, прощать обидчиков, или уж совсем просто и потому невозможно – любить Бога и ближнего, как самого себя – разве это возможно? Потому апостолы и спрашивали Спасителя: «так кто же может спастись? человекам это невозможно, – отвечает Господь, – Богу же все возможно» (Мф 19:25–26).
Человекам невозможно, – но всегда находятся чудаки, которые дерзают делать шаг из лодки. Ведь наша жизнь – что это, как не бесконечное путешествие по неспокойному морю житейскому, и моя лодка – моя маленькая устроенность, мой трудом заработанный уют в этой жизни – это всё, что у меня есть – куда мне идти против стихий мира сего! Но есть в жизни процессы необратимые. Люди, однажды встретившие Бога, уже никогда не будут прежними; люди, однажды полюбившие Христа всем сердцем, дерзновенно и безрассудно бросают вызов миру и следуют за Ним, презирая опасности. Следуют за Христом, зная, что будут тонуть, но и доверяя Богу, потому что, что бы не случилось со мною, Его рука всегда поддержит меня. И это – безрассудный и неприемлемый для мира путь святых – людей, одарённых необычайным талантом любви к Богу, людей, чьи сердца, однажды заразившись Христом, уже не могли довольствоваться благонадёжным и приличным.
Идти за Христом – значит бросить вызов и своей природе, и всем стихиям мира. Апостол Пётр был таким неудержимо преданным Христу человеком. Меня всегда поражает Евангельский отрывок, где говорится о том, как Пётр, увидев на берегу воскресшего Христа, не дожидаясь, пока лодка развернётся и начнёт выгребать навстречу Спасителю, бросается в воду и плывёт к своему Христу (Ин 21:7). Это человек, безрассудно влюб-лённый в Истину. И это после отречения, после малодушного бегства «страха ради иудейского»! Святой Пётр идёт за Господом, несмотря на свои ошибки и все неудачи.
Евангелист Иоанн пишет, что однажды, когда после беседы о Хлебе Жизни многие ученики ушли от Господа, Христос спросил Петра и апостолов, не хотят ли и они уйти? И Пётр сказал поразительные слова: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6:68). Мы все страшные маловеры, мы малодушны и унылы, мы нерешительны и непостоянны, но – Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И потому мы дерзаем идти за Тобой, зная, что не хватит нам ни любви, ни веры, и это дикое море, которое имеет права на нас, наверняка будет тянуть на дно. Мы знаем и верим – дерзко и радостно, – что удержит нас десница Твоя, и не сгинем мы понапрасну. «Господи! Приложи нам веру!» (Лк 17:5). Дай нам, Твоим таким мелким чадам, большое сердце, дай нам силы идти за Тобой, не отвлекаясь на волнение стихии, на дуновение ветра, но только взирая на Твой Святой и Возлюбленный Лик!  Аминь.

игумен Савва (МАЖУКО)

 

Избранное

«ЖИЛИ КНИЖНЫЕ ДЕТИ, НЕ ЗНАВШИЕ БИТВ…»
автор: Ирина ГРИЩЕНКО Почему так завораживает старина? Почему на ура идут исторические... Read more...
Человеку это невозможно (послевкусие паломничества)
Странно порой складываются обстоятельства. Цепь событий, кажется, случайных, приводит тебя... Read more...
Секрет твёрдого воспитания
– КТО ТАКОЙ МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ? – ЭТО ВОЕННАЯ ТАЙНА.  Для того, чтобы сформировать... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК