Журнал Сретение

В неделю о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14)

Печать

Архимандрит САВВА (Мажуко)

2012_6_varisej

Евангельской притчей о мытаре и фарисее входим мы в особое время церковного года – в подготовительные недели к Великому посту. В течение нескольких седмиц мы будем замечать в нашем богослужении отблески и тени великопостных дней, так щедро насыщенных евангельской мудростью и смыслами, что они утешают наше сердце и дают пищу уму целый год. В эти дни в храме другое облачение, иной устав службы, особые, умилительные напевы, стихиры и тропари, глубокие и строгие. И эта особая глубина и строгость отрезвляет и вдохновляет, бодрит душу и «очищает смыслы», как поется в одной из стихир.
Случайность ли то, что это благодатное время начинается притчей о мытаре и фарисее? Ведь есть красивая и драматичная притча о богаче и Лазаре, но вокруг нее не выстроен устав целого воскресенья, да еще и подготовительного, открывающего счет постному времени. Есть что-то важное в том, что мы читаем этот отрывок именно сейчас. Мы намереваемся вступить в постный подвиг, и что-то особенное мы должны узнать прежде, чем сделаем первый шаг.

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (ст. 10). Сегодня для нас слово фарисей звучит как нарицательное: так обычно называют лицемеров. В то время, когда эту притчу говорил Христос, значение у этого слова было самое безобидное: благочестивый человек, для которого главным делом жизни было угождать Богу. В церковь вошел благочестивый, богобоязненный, праведный человек. Можно было бы добавить: совершенно искрений в своем благочестии и богобоязненности. Вторым был мытарь, проще говоря, явный грешник: беззаконная жизнь его была очевидна и известна всем. И Господь передает нам молитву этих таких разных людей. Фарисей начал с благодарности. Он благодарит за то, что он не такой как остальные: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. После благодарения он перечисляет свои добродетели – пост и милостыню храму. Вот такая двучастная молитва: благодарение и список понесенных трудов и подвигов. С мытарем же все гораздо проще: мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (ст. 13).

Кому адресована эта притча? Евангелист пишет, что Господь говорит ее к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (ст. 9). Вот – важный урок для всякого, кто приступает работать Господеви (Сир 2:1), кто берет на себя духовный труд: не надейся на свою праведность и не позволяй себе взвешивать других. Это очень простое правило духовного труда. Простое и понятное. Но как сложно его понести! Тем более, зная, что весь труд, ради Бога понесенный, может развалиться из-за этого неистребимого духа тщеславия и гнушения ближним.

Преподобный Андрей Критский в своем знаменитом покаянном каноне поминает и фарисея: «Сей же величашеся вопия: Боже, благодарю Тя: и прочия безумныя глаголы» (песнь 9-я). Как это страшно звучит: безумие в благодарности! Разве благодарственная молитва, которая вообще есть основа христианства, может быть безумной? Выходит, что может. Фарисей живет в каждом из нас. Это прискорбно, но это так. Это даже роднит всех нас как-то по-особому. Зерна тщеславия неприхотливы и растут на любой почве, даже на почве отсутствия тщеславия. И у каждого подвижника всегда остается риск довольства собой, когда сам духовный подвиг совершается уже и не пред очами Божиими вовсе, а как бы перед зеркалом в жесте почитания собственного изображения, которое стало идолом, требующим человеческих жертв. И тебе не нужен ближний, и Сам Бог уже – лишний в этом чистом танце самообольщения. Но как бы ни было все это стыдно и мерзко, Господь не гнушается даже нашим нечистым добром. Предпочитая молитву мытаря, Спаситель все же говорит: сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (ст. 14). Господь не проклял несчастного фарисея, не отвергнул и его безумного благодарения, просто тот пошел менее оправданным, чем кающийся мытарь. Вот это и есть воспетая апостолом превосходящая разумение любовь Христова (Еф 3:18).

Это странно, это просто изумительно, но авторами двух самых известных православных молитв были не столпы благочестия, а кающиеся грешники. Молитва «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» ежедневно звучит в церкви, особенно постом. Но ее автор – разбойник благоразумный, разделивший крестные страдания со Христом. Не святой, не епископ, не монах, а самый настоящий разбойник! С порочным прошлым, может быть даже с кровью. Но страдания и искреннее покаяние исцелили этого человека. История сохранила лишь одну фразу, сказанную им перед смертью, но – какую фразу! И молитва «Боже, милостив буди ми грешному» принадлежит приточному мытарю. А мытарь он и есть мытарь: обидчик, предатель собственного народа, наживавшийся на чужом горе. И вот он кается, и его покаяние видит один только Бог. Но на основе этой молитвы мытаря, позже появилась знаменитая молитва Иисусова, а это один из самых сложных духовных опытов христианства, требующий особого труда, чистоты и усердия. Разве Евангелие не чудо? Разве можно человеку давать так много надежды? Тот, Кто оправдал фарисея и прославил мытаря, знает наши немощи и наши болезни. Скоро мы приступим к этому скромному постному подвигу, и пусть не смущается наше сердце тем, что нет в нас еще способности чисто творить добро, чтобы было они беспримесным, подлинным, без тени тщеславия или какой иной нечистоты. Но сегодня Церковь и учит нас, и утешает: смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Петр 5:6 – 7).

 

Избранное

О любви придуманной и настоящей
  Ромео и Джульетта В Вероне есть бронзовый памятник Джульетте. Мне доводилось... Read more...
Учитель – это профессия или образ жизни?
«Школьные годы чудесные!» Думаю, все согласятся со словами известной песни.... Read more...
Умозрение в красках
Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, –... Read more...
Новый год по-православному
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах,... Read more...
Про глупости
автор: Игумен Савва (МАЖУКО)   Жареные гуси мастера пахнуть! Антон Павлович Чехов «Сирена» Если бы... Read more...
Joomla! Україна

Голосование

Устраивает ли Вас качество электронной версии журнала?
 

ПРАЗДНИК


ДРУЗЬЯ

Баннер
Баннер
Баннер

СЧЕТЧИК