«А я по любви, по любви хочу...»

Печать

A-ja-po-lubviМужчины и женщины. Созданные одним Творцом, они так непохожи друг на друга. И по замыслу Творца им  нужно быть вместе! Почему это не всегда получается? Как видит институт семьи современная молодежь? Стоит ли ждать любви или выходить замуж по расчету, в том числе и духовному? Что делать, чтобы крепких и счастливых семей стало больше?
Сегодня мы публикуем мнения наших читателей, где поднимаются эти важные для всех нас вопросы. Будем рады с вашей помощью продолжить этот разговор в следующих номерах журнала.
Ждем ваших писем!

В книге священника Ильи  Шугаева «Один раз и на всю жизнь» есть такие слова: «Вступать в брак можно и по духовному расчету, без влюбленностей и ухаживаний... Но этот рецепт подойдет только верующему человеку». Мне кажется, что этот рецепт нужно использовать весьма осторожно. Очевидно, что без источника Любви, Бога, сохранить и приумножить любовь очень, очень трудно. Но почему мы, православные, порой оказываемся беднее «язычников», отказываясь верить во влюбленность, романтическую, наивную, толкающую людей на неожиданные поступки?.. Из того, что влюбленность не является надежным основанием брака, порой делается вывод, что эта влюбленность вовсе и не нужна! Подавайте нам сразу любовь, без влюбленности!
Раньше, когда сватали вслепую, у молодых людей не было другого выхода... Нужно было смириться и жить в семье, растить детей... Но теперь, когда есть возможность выбора – не обкрадываем ли мы себя, отвергая эту возможность?

Приводя пример истинной любви, священники Илья  Шугаев и Павел Гумеров вспоминают супружескую пару, жизнь которой описана в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики». Они прожили вместе тридцать лет, и понимают друг друга с полуслова, муж мило подшучивает над женой, жена угадывает все желания мужа… Жизнь их протекает мирно, спокойно, без видимых волнений и бурных чувств. Однако кончина Пульхерии Ивановны обнаруживает всю глубину истинных чувств, и горе от утраты Афанасия Ивановича ничуть не слабеет с годами… Да, их любовь была глубинной по своей сути, не проявляясь внешне яркими вспышками, но давайте вспомним: с чего началась их семейная жизнь? «Афанасий Иванович женился тридцати лет, когда был молодцом и носил шитый камзол; он даже увез довольно ловко Пульхерию Ивановну, которую родственники не хотели отдать за него…».  Итак, мы видим, что вначале была влюбленность, которая подвигла молодых людей даже на побег и сопротивление воле родственников. В начале их семейной жизни была уверенность, что брак без любви невозможен…

Желая поскорее выйти замуж, девушки порой оправдывают это благочестивыми причинами: главное – это жить по-православному, а любовь Господь потом пошлет, в награду... Но честно ли это? Не правильнее ли было бы искренне выяснить, почему я собираюсь замуж за этого человека? Что такое для меня брак: таинство, соединяющее двух людей в одно целое навечно, или лишь способ удобнее устроиться в жизни, избежать косых взглядов? Если я не испытываю к человеку нежных чувств сейчас, на каком основании они возникнут у меня в дальнейшем? Ведь семейная жизнь – это отнюдь не сплошной праздник... Если терпеть недостатки любимого человека непросто, то как смириться с недостатками того, к кому я равнодушна?
Да, это риск... Ожидая любовь, мы рискуем. Но, выходя замуж без любви, мы рискуем, возможно, еще больше... Не секрет, что разводы случаются и в православной среде. Быть может, мы переоцениваем себя, думая, что проживем без любви? Быть может, Господь хочет от нас более совершенной радости, чем мы можем себе представить?
Монахи говорят, что, если человек приходит в монастырь «от скорбей», то встретит в монастыре новые скорби. А надежным основанием, началом монастырской жизни служит любовь к Господу.
Мне кажется, что, если брак начнется с влюбленности, то, с Божьей помощью, взрастить любовь будет намного проще... И тогда будет любовь, которая справится и с серыми буднями, и с житейскими потрясениями, и с временем, и с тлением...

Мария Богданович