Неизвестное о старых храмах Гомельщины

Печать

Starye-hrami-GomelyaБелорусская земля богата древними памятниками, и многие из них еще совсем не изучены. А сколько памятников материальной и духовной культуры нам еще неизвестно!? Временами в наших глухих, далеких от города деревнях, где остаешься наедине с природой, с самим собой, с Богом, можно найти уникальные по историческому значению памятники. И зачастую именно эти находки «открывают врата» в удивительный мир прекрасного, таинственного и неизведанного доселе. Особо ценны эти находки, когда они проливают свет на жизнь наших предков, их веру, святыни.
Уникальную для Гомельщины и, бесспорно, интересную для историков, архивистов и краеведов находку выявили члены гомельского научного объединения «Общество любителей истории и археологии» в 2009 году. Это письменный памятник 1897 года – «Могилевские епархиальные ведомости».
Во второй половине ХIХ – начале ХХ столетия это издание являлось обыденным и обязательным для подписки во всех церковных приходах. В наше время оно – большая редкость, найти его можно преимущественно в архивах и библиотеке Жировичского монастыря. Большинство таких книг (журналов) уничтожалось вместе с церквями в 30–50-х годах ХХ столетия. В найденной реликвии напечатан объемный материал «Путевые заметки при обозрении церквей Могилевской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Могилевским и Мстиславским, в текущем 1897 году». Именно этот материал внимательно и пристально изучался. Результаты превзошли все ожидания: данные путевых заметок нигде ранее не использовались, за исключением публикаций ныне покойного Сергея Атрощенко по церквям Чечерского района.

Так вот, в 1897 году значительная часть современной Гомельской области входила в состав Могилевской губернии, а церковные приходы того времени – в состав Могилевской епархии. В том же году по составленному консисторией маршруту церковные приходы деревень, местечек и городов Быховского, Рогачевского и Гомельского уездов посетил епископ Могилевский и Мстиславский  Мисаил. Его поездка длилась  ровно  30  дней – с 10 мая  по 8 июня. Всего было осмотрено 142 церкви на протяжении 1233 верст. После окончания осмотра церквей и самого путешествия, заметки были опубликованы в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1897 и 1898 годы.

Эта необычная находка – ценнейший источник информации о жизни населения и приходов того времени. Его уникальность еще и в том, что он содержит в себе данные, взятые из старых церковных летописей и документов, которые безвозвратно для нас утеряны, уничтожены временем и лихолетьями.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям записи из путевых заметок, которые посвящены Гомелю.

Sobornaja-Cerkov-Gomel

25 - 26 - 27 мая 1897: «Город Гомель расположен на высоком правом берегу реки Сож, красивый, многолюдный и оживленный, благодаря железнодорожному и пароходному сообщениям. По последней переписи, в г. Гомеле насчитывается 41.000 жителей всех, в том числе православных 16.000 чел. Архиерея здесь не было 8 лет. Встреча Преосвященного была торжественная в соборной церкви, при собрании всего городского духовенства и нескольких тысяч народа; в числе их были сотни учащихся мальчиков и девочек, постилавших цветы по дороге в св. храм. При этом встречал и господин Губернатор г. Могилева. Квартира для Его Преосвященства была отведена в замке Светлейшего Князя Варшавского, Графа Ф. И. Паскевича, со всеми удобствами; покой был доставлен полнейший. Хозяин и хозяйка квартиры – добрейшие и любезнейшие, непрестанно заботились о своем жданном госте. В Гомеле пробыл Преосвященный почти трое суток, посетив все церкви, духовное училище, гимназии – мужскую и женскую, техническое железнодорожное училище, ц.-прих. школы, приют для бедных женщин, устроенный на средства Ее Светлости Княгини Ирины, супруги Князя Ф. И. Паскевича, и совершив Бож. литургию в соборе и на другой день всенощное бдение в приходской Свято-Троицкой церкви. В городе 9 церквей: соборная и 2 приписные к ней кладбищенские, Свято-Троицкая с приписною к ней кладбищенской, 2 домовых церкви – в дух. училище и дворце Его Светлости Князя Паскевича, тюремная и единоверческая.

Соборная церковь, заложенная по храмозданной грамоте архиепископа Варлаама в 1808 году, окончена постройкой в 1824 году. Постройка оной производилась иждивением покойного владельца Гомеля, Государственного Канцлера Графа Николая Петр. Румянцева. Церковь 2-х-престольная, теплая, каменная, с такой же колокольней, крепка и благолепна, только маловместительна, требующая расширения Preobraghenskaja-Cerkov-Gomelбезотлагательного и обновления иконостаса. Утварь и ризница хорошие и достаточные. Прихожан значится 3.340 душ обоего пола, в том числе жители 3-х деревень. Причт из 5-ти членов: протоиерея, священника, дьякона и 2-х псаломщиков. Земли при церкви 73 десятины; из них 3 дес. отошли под линию Либаво-Роменской жел. дороги. Протоиерей, почтенный и уважаемый старец Петрашень, и 1 псаломщик живут в собственних домах, прочие члены – в наемных квартирах. Содержание причта вполне достаточное.
Приписные к соборной церкви: 1) кладбищенская Преображенская, деревянная, ветхая; Богослужение совершается в ней соборным духовенством только в храмовый праздник, а в прочие праздники – служит полковой священник, 2) построенная в 1885 году на новооткрытом за рекой Сожем городском кладбище надворным советником Ф. Ив. Малеванским на свои средства, деревянная, снабженная утварью. Биб-лиотека соборной церкви небогатая. Летопись церковная не писана в соборной церкви: хотя метрики пишется вперед подлинника; прочие документы в целости и сохранности. Поют в соборе на два клироса любители с детьми школьными – умело и стройно. Причт благонадежный. Сверх штата к собору приписан епархиальный миссионер, академик, священник о. Елеонский. Денег в соборе больше 5.000 руб.
Приходская Свято-Троицкая церковь, построенная иждивением бывшего помещика, Государственнаго Канцлера, Графа Николая Петровича Румянцева в 1829 году, каменная, двухэтажная (нижниCerkov-Sviatoj-Troici-Gomelй этаж темный и сырой, а верхний светлый), 2-хъ престольная, с пристроенной к ней такой же колокольней, прочна, благовидна и представительна. Утварь и ризница церковные достаточны. Прихожан городских и деревенских пишется 4.615 душ обоего пола. Причт из 4-х членов — 2-х священников и 2-х псаломщиков. Земли при церкви 36 десятин. На содержание причта отпускается от казны 1360 руб. в год. Содержание причта с доходами от прихожан вполне удовлетворительное. Члены причта живут в наемных квартирах. Суммы церковной до 900 руб. Церковная библиотека не большая. Есть ли при церкви приходское попечительство, в ведомости о церкви не обозначено, а в таком богатом сравнительно приходе следовало бы завести благотворительное заведение. Поют в церкви на два клироса удовлетворительно. Летописи и исповедных ведомостей не было представлено. Огарки свечные продаются частным лицам, а не препровождаются в епархиальный завод. Приписная к сей церкви кладбищенская, каменная, с деревянным куполом, однопрестольная. При соборной церкви открыто в 1883 году ц.-прих. попечительство, но деятельности его не видно.

При кладбищенской новоустроенной церкви, приписанной к собору, есть каменный дом, построенный иждивением благотворителей; в нем под ближайшим наблюдением церк. старосты находят для себя временный приют и отдохновение бедные странники и богомольцы, идущие в Киев и из Киева. В приходе соборной церкви 2 ц.-прих. школы; одна трехклассная для мальчиков, а другая для девочек – одноклассная. В той и другой обучается больше 300 чел. Кроме того, в деревнях, приписанных к приходу собора, находится школа грамоты. В приходе Свято-Троицкой церкви 5 школ грамотности; в них обучается больше 100 чел.
Здание Гомельского духовного училища снаружи очень представительное, но внутри содержится грязновато, в особенности же в спальнях ученических. Училищная церковь новая, небольшая, но изящно разделанная и на вид очень красивая. Здание женской гимназии тесновато, что сознают и лица, управляющие ей. Здание мужской гимназии много просторнее и лучше. Там на экзамене вместе присутствовали короткое время Преосвященный и Могилевский Губернатор.
Общее впечатление: на весь город Гомель в 16000 чел. православных, кроме деревенских прихожан, тоже православных, 2 приходских церкви с 4-мя священниками слишком мало. Уяснится же это мнение тогда, когда мы возьмем во внимание многочисленное количество школ и учащихся в них.
Единоверческая церковь по объему не большая, пение неудовлетворительное; священник молодой. Оказались там 2 антиминса холщевые, малого размера, времен патриарших. В Гомеле, согласно определению Св. Синода, при Богослужении в соборной церкви произведен в сан протоиерея Благочинный о. И. Козловский, а другой благочинный, о. М. Кучинский, награжден фиолетовой скуфьей. Сюда представляемы были документы причтом Волотовской церкви; оказалось: летописи церковной не пишется. ц.-прих. школа, при жел. дороге, очень многолюдная, занимает тесное помещение, другая ц.-приходская школа для девочек в городе более поместительная.»

Вадим Лось,
историк, член президиума Гомельского
областного совета общества охраны
памятников истории и культуры