Живите вместе со своим ребенком!

Печать

Natalia-MischenkoНаталья Васильевна Мищенко - заведующая отделением Гомельской клинической психиатрической больницы.

Поводом для беседы с Натальей Васильевной стало ее выступление на VII Покровских педагогических чтениях. Тогда речь шла о компьютерной зависимости, проблеме актуальной, но до сих пор до конца не осознанной. Достаточно сказать, что пока в нашей стране нет  никаких статистических данных по этой проблеме. На страницах нашего журнала мы решили продолжить обсуждение на эту тему. Но в процессе разговора стало понятно, что компьютерная зависимость – это видимая часть айсберга, а проблема гораздо глубже и масштабнее.

– Наталья Васильевна, можно ли поставить знак равенства между увлечением и зависимостью? Что страшного в том, что человеку доставляет удовольствие посидеть в социальной сети? Порой хочется расслабиться, психологически отключиться с помощью компьютерной игры. Чем это отличается от рыболовной или охотничьей страсти?

– Ради удовольствия или по случаю человек может выпить бокал шампанского, но это не означает, что он алкоголик. Вопрос о зависимости возникает тогда, когда человек отдает предпочтение только предмету своей страсти, когда все остальное отходит на дальний план. Когда в жертву приносятся отношения с близкими, работа, социальные обязательства, весь многогранный мир, – тогда мы имеем дело с зависимостью.
– Человек в состоянии заметить переход от увлечения к пристрастию?
– Взрослый человек в какой-то момент может оценить ситуацию и почувствовать, что что-то не так, проблема только в желании это признать. Дети и подростки не могут себя контролировать, для этого они не сформированы психологически как личность. У детей не сформированы еще интересы, нет механизмов, помогающих противостоять искушениям компьютерного мира. Если сравнивать, то взрослые чаще бывают зависимы от сети, а дети – от игр.
– Как часто к Вам, как к психиатру, обращаются за помощью?
– Уровень информированности в нашем обществе ещё невысок, несмотря на век информатизации. Что касается проблемы компьютерной зависимости, то осознания этой проблемы еще не произошло. Кроме того, люди порой не знают о том, что можно получить квалифицированную психиатрическую помощь, срабатывают стереотипы сознания. К психиатру обращаются в крайнем случае, как правило, запущенном. Люди надеются сами решить свои психологические проблемы, обращаются в конце концов к психологам, а психиатр – само слово пугает.
– В чем коренные причины попадания ребенка в зависимость от чего бы то ни было?
– Все проблемы идут из семьи. Если ребенок в постоянном контакте с родителями, они участвуют в формировании его интересов, такой ребенок не будет испытывать особых психологических проблем. Но часто я, как врач-психиатр, сталкиваюсь с эмоциональным вакуумом в семье. Мама, пришедшая ко мне с ребенком-токсикоманом, недоуменно спрашивает:
– И игрушки у него были, и телефон, и компьютер… Чего ему не хватало?!
– Только Вас, – отвечаю я.
– Сегодня много приходится слышать рассуждений о болезненном состоянии общества. Какие Вы можете выделить узловые социальные проблемы?
– Мы хорошо информированы по профилактике кариеса, но понятия не имеем о профилактике психического здоровья, и никто об этом не говорит. Нет необходимой социальной рекламы на эту тему. Более того, СМИ постарались усугубить проблему. Поток негатива захлестнул экран, страницы газет, интернет, – на что можно надеяться в плане психического здоровья детей? Меня поражают те люди, которые создают этот поток информации. В большинстве своем они вряд ли хотели бы видеть своих детей жестокими, черствыми. Человек все-таки интуитивно тянется изначально к добру, никто не учит своих детей намеренно злу, однако взрослые своими руками создают реальность зла.
– Как Вам кажется, современные дети как-то отличаются от своих сверстников лет двадцать назад?
– Современные дети преднамеренно начинают искать зло. Культ силы, созданный масскультом, индивидуализм, допустимость «хождения по головам» лишают наших детей сострадания. Порой призыв к состраданию вызывает у них усмешку, пример добродетельного человека – сарказм. И за этот перекос в сознании мы, взрослые, должны нести ответственность. В школе идет борьба за баллы, личный рейтинг. Раньше к отстающему ученику прикреплялся отличник. Сегодня успешный ребенок может демонстративно высказать презрение к неуспешному. А как можно что-то требовать от детей, если мы на каждом шагу сталкиваемся с равнодушием взрослых! Дети дерутся – взрослые проходят мимо. Мой ребенок ехал в троллейбусе вечером со второй смены со своими школьными товарищами. К ним пристал некий дядька с расспросами: а кто вы, откуда, где живете… В транспорте были люди, но никто не одернул этого человека, дети вынуждены были спасаться бегством.
– Давайте вернемся к компьютерной проблеме. Что страшного в том, что ребенок поиграет в компьютерную игру?
– Для ребенка граница между игрой и реальностью призрачна. Дети не в состоянии порой понять, где заканчивается игра и начинается реальность. Уход ребенка в параллельный мир – это своего рода бегство от реальных проблем, которые он не в состоянии разрешить. Но если взрослый еще может оценить виртуальный мир как искусственный, то ребенок, нет.
– И как ребенку объяснить опасность чрезмерного увлечения определенными играми?
– Ребенку проще объяснять все на конкретных примерах, переводя гипотетическую ситуацию в его реальность. Например, я говорю об опасности увлечением компьютерными «стрелялками». Я предлагаю ребенку представить, что в один не прекрасный день его одноклассник, с которым были хорошие отношения и от которого никто ничего плохого не ожидал, приходит в школу с оружием и начинает беспорядочную стрельбу.
При этом следует учесть, что он так натренировался в этом во время компьютерных игр, что по меткости стрельбы и реакции на движение объекта ни в чем не уступает спецназовцу. Такие примеры заставляют детей задуматься.
– Наталья Васильевна, что бы Вы пожелали родителям?
– Ваш ребенок не будет уходить в виртуальный мир, если ему комфортно в семье. Родитель порой интересуется, ел ли его ребенок, как он спал, не болит ли что, но этого мало.
Что чувствует ваш ребенок, кто его друзья, как складываются его отношения с окружающими, чего он боится, что он любит, – вот что должно интересовать в первую очередь. Живите вместе с вашим ребенком! И очень важно, чтобы семья опиралась на фундамент веры. Только в вере можно сформировать базовые духовные ценности. Без веры невозможен душевный комфорт в семье и духовная наполненность семейной жизни. Дайте вашему ребенку альтернативу виртуальному миру – мир реальный, духовно наполненный.

Вела беседу Ирина ГРИЩЕНКО

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 году и определяет патологическое пристрастие человека к проведению времени за компьютером. Можно выделить геймерство (зависимость от компьютерных игр), зависимость от Интернета и зависимость от персонального компьютера.
Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится 9-10 мальчиков. Объясняется это тем, что у мальчиков сильнее развиты соревновательные мотивы, компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, и кризис переходного возраста мальчики переживают тяжелее.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.
Особо опасным является малый срок формирования зависимости. Для формирования традиционных видов зависимости нередко требуются годы. 25% интернет-зависимых приобрели зависимость в течение первого полугода с начала работы в Интернете, 58% – в течение второго полугодия, 17% – вскоре по прошествии года.

Основные причины возникновения
компьютерной зависимости у ребенка:
1. Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье.
2. Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, хобби, не связанных с компьютером.
3. Неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей.
4. Общая неуспешность, неудачливость ребенка.

Симптомы компьютерной зависимости:
1. Теряется контроль над временем, проведенным за компьютером.
2. Утрачивается интерес к социальной жизни и внешнему виду.
3. Подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе.
4. Желание оправдать свое поведение и пристрастие.
5. Появляется смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером.
6. Появляются раздражительность, агрессивность, замкнутость, если по каким-либо причинам пребывание за компьютером уменьшается.
7. Преследуют ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.
Тревожными сигналами для родителей должны стать: привычка ребенка есть за компьютером; делать уроки, не отходя от компьютера; если ребенок, входя в квартиру, сразу направляется к компьютеру; если ребенок забывает почистить зубы, причесаться, чего раньше не замечалось; если ребенок проводит ночи у компьютера; если раздражительное, агрессивное состояние становится привычным; если ребенок позволяет себе шантаж, когда ему запрещают играть на компьютере.
Родители! Постарайтесь объяснить ребенку, что компьютер – это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним ребенка подлежит контролю со стороны родителей. Уважаемые родители! Воспитывайте на собственном положительном примере. Предложите вашему ребенку другие возможности времяпрепровождения и разделите с ним радость занятий спортом, творчеством. Интересуйтесь, какими играми увлечен ваш ребенок, обсудите с ним игру и отдайте предпочтение развивающим играм. И главное – живите не просто рядом, а с ребенком!